Вернуться на ГЛАВНУЮ страницу

ИСТОРИЯ

В этом разделе размещается различный материал исторического характера - с "седой" древности до наших дней. Естественно, связанная с ZX-SPECTRUM и ATM-turbo.

 
История ZX-SPECTRUM за рубежом
 
История ZX-SPECTRUM в России
 
История клонов ATM-turbo 1,2,2+
 
Как я стал Спектрумистом...

Краткая история компьютера ZX-SPECTRUM на Западе от рождения до спада популярности.


1981 - Прототип будущего ZX Spectrum'a. Назвали его ZX82.
1982 - Начало поступления Sinclair Spectrum 16K в продажу. Он имел резиновую клавиатуру, встроенный Basic и 16 цветов. В качестве внешнего накопителя использовался бытовой магнитофон. Официальным же Днем рождения ZX-SPECTRUM можно считать 23 апреля этого года, когда состоялась официальная презентация новой модели компьютера от Sinclair Research Ltd. Ими и стали ZX-SPECTRUM 16k и 48k.
1983 - Добавлены Sinclair Interface 1 и Микродрайв, что позволяет уменьшить время доступа и увеличить количество хранимой информации. И реализован порт RS-232.
1984 - Улучшена клавиатура и радиатор в блоке питания, что сняло некоторые старые проблемы.
1985 - Sinclair Spectrum 64K. В продажу не выпустили, т.к. ожидали улучшения дизайна.
Начало 1986 - Sinclair Spectrum 128K. Здесь ввели новую операционную систему позволяющую переключать режимы 48 и 128 K памяти, а так же имеющую встроенный калькулятор и нормальный экранный редактор Basic'а.
Середина 1986 - Sinclair Research Ltd - банкрот. Все права на Spectrum покупает Amstrad.
Конец 1986 - Выпущен Amstrad Spectrum +2. Он был построен на базе 128-го и Amstrad CPC464. В нем был встроен магнитофон и новый набор микросхем, что породило большие проблемы с железом и програмным обеспечением.
1987 - Amstrad Spectrum +3. Это тот же самый +2, но имел встроенный дисковод и новую версию Basic'а с командами DOS. Все еще остались проблемы совместимости и большая часть из них возникала из-за некачественного подключения звуковой микросхемы, что мешало работе RS232.
1988 - Amstrad Spectrum +2A. По существу являлся моделью +2 с ROM от +3.
Конец 1988 - Amstrad прекратил производство всех моделей Спектрума.
1992 - Появились эмуляторы Spectrum'а.


Здесь представлена краткая история компьютера ZX-SPECTRUM у нас, в СССР/СНГ. А также история моего общения с этими прекрасными машинами:

Год 1990


В то время, как на Западе Спектрум был уже широко распространен, в России о нем знали понаслышке. Тогда весьма характерной считалась байка о том, что, якобы, многие американские и японские школьники имели дома компьютер, который им помогал при выполнении домашних заданий. В России, если кто и имел компьютер, то это были дети чиновников, родители которых неоднократно бывали за рубежом. Этим и объясняется наличие машин у наших советских граждан. Естественно, это был Spectrum 48K, реже Spectrum 128K. Вместе с машинами завозилось и ПО на кассетах. (Это не совсем так. Можем заметить, что Speccy в России появился несколько раньше, чем указано здесь. Например, спектрумисты из Вологды свидетельствуют, что уже в 1989 году, у них в городе, был компьютер Spectrum 128К + TR-DOS, а его владелец был далеко не сыном чиновника).


Год 1991


Главной вехой этого года стало появление дисковой операционной системы TR-DOS! (Если быть точнее, то массовое ее вхождение в ряды пользователей). Предприятия оборонного комплекса в срочном порядке реконструируются на серийное производство бытовых компьютеров, совместимых со Spectrum'oм. Происходит рождения клона спектрум-со-вместимых компьютеров. Счастливым обладателям TR-DOS приходится адаптировать tape-версии игр к DOS системе. Так появляются первые знаменитости: Черников, Никитин, Родионов, Скоробогатов, Васильев, Дюпанов и другие. Дефицит дисковых версий сильно ощутим, и новые версии получают широкое распространение по всей России. Но бОльшая масса юзеров до сих пор сидит с tape-версиями Spectrum 48K! На рынках появляются бизнесмены, которые торгуют кассетами. Именно в 1991 году рождается фирма Инфорком. Она начинает все с нуля, на голом энтузиазме! В журнале "Радио" появляются первые статьи о Spectrum'e. Выходит журнал ZX-Ревю.


Год 1992


Почти в каждом регионе выпускается та или иная модель Spectrum'a, с примитивной и ламерской схемотехникой: Эльбрус, Краснодар, Байт, Москва, Дельта-C, Компаньон, Магик, Ленинград, Pentagon и другие. Следует отметить появление Pentagon'a, который позже станет признанным стандартом в СНГ (и даже за рубежом) и, пожалуй, Ленинград, который впоследствии переродится в Scorpion. Вместе с этими моделями появляются более совершенные: Profi, Scorpion, ATM-turbo. Рынок насыщается дисковыми версиями игр. Из системных программ следует обратить внимание на DCU от Родионова. Написанием игр пока никто серьезно не занимается. Цена на компьютеры падает и они становятся доступны практически всем! У магазинов, торгующими компьютерами, собирается много народу. У родителей отпадает проблема, что подарить своему чаду ко дню рождения! Инфорком чувствует, что занялась нужным и перспективным делом. Количество юзеров, покупающих (тогда еще) брошюры ZX-Ревю, неуклонно растет. Реклама компьютеров "Магик" и "Компаньон" на TV!


Год 1993


Число поклонников Инфоркома и его продукции превышает все мыслимые пределы и с каждым днем растет! Появляются первые серьезные авторские разработки и грамотные адаптации. На сцену выходит, тогда еще мало известная, команда CODE BUSTERS! В СНГ появились дисковые версии польских мегадем Lyra II и SHOCK, последняя действительно была шоком для всех, и народ начинает понимать, что Spectrum гораздо серьезней и сильнее, чем о нем тогда думали! Объемы продаж Spectrum остаются большими, софт на прилавках не залеживается. Огромным спросом пользуются игровые манипуляторы типа Joystick. Люди играют в игры! Вячеслав Медноногов выпускает игру "Буратино". Начат выпуск ОС iS-DOS.


Год 1994


Начался серийный выпуск контроллеров TR-DOS и плат для подключения музыкального сопроцессора. Все, кто имеет достаточно средств, покупают дисководы и пытаются их подключать. Несовершенство схем проявляется в сгорании контроллеров! Большим дефицитом становится микросхема КР 1818ВГ93, на которую "загибаются" баснословные цены. Подключив музыкальный сопроцессор AY, люди в лихорадке ищут игры, работающие в 48К с сопроцессором! Происходит постепенный переход народа с 48-х моделей на 128 и более. По стране организовываются первые клубы любителей Spectrum'a. В продаже появляются книги на русском языке типа "500 игр для Спектрума", "Тайники и пароли", "POKES" и т.д. Благодаря Инфоркому, люди начинают осваивать BASIC, пытаются ломать программы, многие осваивают ассемблеры ZEUS и GENS. Фурор на рынке ПО произвело мегадемо SATISFACTION, именно этот момент можно считать началом рождения демосцены! Авторы мегадемо - CODE BUSTERS показали всем, что у нас в России могут программировать не хуже, чем за "бугром". Одновременно появляется ассемблер TASM 2.0 совершенно нового уровня. По стране начинают организовываться группы, но все это находится еще в зачаточном состоянии. Из SATISFACTION многие узнают о существовании чудо-компьютера AMIGA! В обиход прочно входит новое и непонятное выражение - "AMIGA RULEZ"! Если ты умеешь создавать бегущую строку из атрибутов, то ты крутой кодер! Выходит в свет первый русский электронный журнал SPECTROFON, посвященный Speccy.


Год 1995


Насмотревшись SATISFACTION, все, кому не лень, пишут демы и мега-демы. Основу любой демы составляет музыка и бегущая строка! Появляются отличные авторские разработки: "Звездное наследие", "UFO-1" и некоторые другие. Организуется большое количество творческих и др. групп. Все поголовно переходят на 128К и сидят в TASM 3.0 и STS 3.1. Каждый ребенок знает, что такое intro и с чем его "едят"! На фронте системного софта творится что-то немыслимое! За год было написано столько софта (и плохого, и хорошего), что, пожалуй, такого не будет никогда! Инфорком пытается поддержать авторов разработок и предлагает дистрибуцию! Масла в огонь подлило мегадемо INSULT, CODE BUSTERS опять "сделали" всех, они становятся лидерами только что рожденной демос-цены. Организуется ассоциация PRESTIGE (организатор KANO). Необходимо отметить появление музыкального редактора Pro Tracker v2.1 by GOLDEN DISK Corp. - ничего подобного в то время еще не было. В Санкт-Петербурге впервые проходит тусовка ENLIGHT'95, о которой знают только "избранные". Фирма Scorpion выходит на большую арену, количество Scorpion'ов на душу населения резко возрастает! Возникает проблема неполной адресации порта #7FFD. В Питере выходит 1-ый номер электронного издания "ZX-FORMAT".


Год 1996


Наблюдается резкий спад в жизни Spectrum, в магазинах постепенно компьютеры исчезают с прилавков. Точки, торгующие софтом, закрываются. Люди, вдоволь наигравшись и насмотревшись дем, начинают разделяться на истинных поклонников ZX-Spectrum и на остальных. Остальные быстро сваливают на 486/Pentium, некоторые на AMIGA. Выпускается большое количество электронных изданий (журналы и газеты), программисты пишут отличный софт. С Запада фирменного ПО практически не поступает! Получают развитие компьютерные сети. У кого есть доступ к INTERNET, стали использовать его для поиска хоть что-то нового. Народ гоняется за полными качественными версиями. В Питере впервые официально проводится party ENLIGHT'96, о которой заблаговременно информируются все. ENLIGHT'96 дает небольшой всплеск активности. Появляется понятие TRACKMO и EVRODEMO! Спектрумовская сцена прочно встает на ноги и доказывает всему миру -кто самые лучшие кодеры на Speccy. Начинается сравнение двух платформ PC и AMIGA. Вячеслав Медноногов выпускает UFO-2. Pentagon объявлен стандартом.


Год 1997


Spectrum становится сценовой и андеграундной машиной. ПО, не имея связей, достать весьма проблематично! Фанаты Spectrum'a занимаются свапингом. На более мощных платформах начинается "эмуляторный бум". Ностальгия по прошлым временам не дает покоя, и люди с удовольствием гоняют EXOLON на Pentium'e. "Загибается" масса электронных изданий! Прекращает выход (из-за неокупаемости) - первый электронный журнал Spectrofon. У Инфоркома проблемы с финансами (банк, в котором находились средства фирмы обанкротился). ZX-Ревю приходится перевести с печатного издания на электронное. В скором времени Инфорком полностью сворачивает свою деятельность. В Питере организуется ENLIGHT'97, на который собралось огромное количество народа из СНГ и даже с Запада! Организация party оставляет желать лучшего. Из старых производителей остаются только фирма Scorpion и Nemo. Несмотря на это, на рынок выходит достаточное количество софта, в основном игрового плана, хотя есть и системы. Вячеслав Медноногов, уже в который раз, радует выпуском новой игры - "Черный ворон". Молодое поколение уже не знает, что такое Spectrum! Понятие "компьютер" приравнивается к Pentium.


Год 1998


Уровень программирования на ассемблере превосходит все мыслимые и немыслимые границы! На Западе начинается эра адаптации российского софта ориентированного на Pentagon + TR-DOS к своим дисковым системам! На Спектрумовской сцене остается все меньше людей, в Москве проводится party FUNTOP'98. Первое мероприятие полностью посвященное Speccy!


Год 1999


Не смотря ни на что, на Speccy остаются приверженцы, любящие эту платформу. Выпускается множество электронных изданий. Объявляются все новые и новые проекты, но пока, к сожалению, лучше чем Черный ворон ничего не вышло. По СНГ (и не только) проводятся мероприятия посвященные Speccy. Самое громкое из которых Chaos Constructions, прошедшее в Питере.


Год 2000


В малых количествах, но все-таки появляется неплохой софт. Никакой организации среди любителей Speccy нет. Каждый занимается тем, чем считает нужным. В Питере вновь проводится Chaos Constructions, организация которого оставляет желать лучшего. Наконец-то, выходит в свет печатное издание посвященное Speccy - вологодская газета "Абзац".


Год 2001. XXI век


Жизнь на Спекки продолжается. Он уверенно шагнул в новое столетие! В Питере снова прошел Chaos Constructions'01, вышло несколько газет и журналов, а также долгожданная игра "Pussy. Love story from Titanic" и графический редактор BGE 3.05. Объявлено о предстоящем проведении конкурса "Твоя игра", для тех, кто все еще пишет игрушки и хочет померятсья силами с другими. Начаты или продолжают твориться несколько крупных программных проектов, как игровых, таки системных, на Украине разработанновый, "продвинутый" Спектрум! Ваш покорный слуга начал систематизировать информацию для будущего сайта по ATM-turbo и искать таких же ATMщиков как и он сам.

Год 2002


В целом, неплохой год для Спектрума. Кроме того, этот год оказывается юбилейный: 23 апреля 2002 года ПК ZX-SPECTRUM исполнилось ровно 20 лет. В этом году появился и уже успел занять достойное место среди прочих спетрумовских WEB-ресурсов мой ATM-сайт, накотором вы сейчас находитесь. Продолжает выходить печатная ZX-казета "Абзац", число номеров которой достигло 14-ти. Под эгидой ее редакции состоялся конкурс "Твоя Игра", в результате чего мир спектрума пополнился 6-тью новыми неплохими игрушками. Из прочего софта - продолжает совершенствоваться знаменитый BEST VIEW, вышел ряд неплохих утилит, атакже отменный графический пакет VIDEO STUDIO v0.3 для работы с видео на ZX. Повысилась активность и в дальнем Зарубежье - итальянский товарищ Stefano открыл проект ZX-BOX, посвященый великой цели подключений Спектрума к INTERNET. Эта инициатива была подхвачена рядом зарубежных и наших ZX-кодеров. К чему это приведет - мы увидим в будущем. Прошло несколько демо-пати - PARADOX, CAFe, ASCII и др, на которых был достойно (особенно на CAFe) представлена и ZX-платформа. Продолжает выходить электронная ZX-пресса, из целого ряда которых я бы выделил 13-й номер журнала ADVENTURER и серия номеров газеты ZX-TIME. Впрочем, был выпущен целый ряд других изданий, просто не хочется перечислять их все. Но уже и из того, что сказано ясно, что вопреки всему жизнь на Спектруме прекращаться не собирается и протекает весьма бурно.

ВСЕ ЕЩЕ ВПЕРЕДИ! ZX-SPECTRUM RULEZ 4REVER!!!

Год 2003

Вопреки всем мрачным прогнозам ZX-SPECTRUM не умер и успешно "распечатал" третий десяток лет. Можно сказать, что на платформе наблюдается некоторое оживление. По сравнению с прошлым годом, конечно. А так - вышло много неплохого софта, несколько приличных игрушек, одна из которых, великолепная FIRE&ICE появилась в последние дни уходящего года, в качестве подарка авторов спектрумистскому сообществу. Не так активно как раньше, но выходит ZX-пресса. Во главе ее все также гордо шествует печатный "Абзац". Состоялось несколько демопати, главное из которых, на мой взгляд, CAFe 2003 было весьма удачным для спектрума. Также уже во второй раз в подмосковном Серпухове состоялось демопати ParaDiGMus 2003, собрашее кучу спектрумистского и околоспектрумистского народу.. Вот с чем, на мой взгляд, в этом году плохо, так это с развитием "железа". Не то, чтобы проектов развития аппаратной части совсем не было. Просто дальше собственно проектов пока дело не сдвинулось ни у кого. А с другой стороны, заявил о возможном (и весьма вероятном) закрытии с 1 января 2004 года своей фирмы NEMO производитель KAY-1024 Вячеслав Скутин. И есть веские основания считать, что так и будет. В таком случае, единственным клоном Спектрума, который производится на территории России и СНГ останется SPRINTER... Но, чтобы не заканчивать на грустной ноте, отмечу всплеск ОС'еписания: в уходящем году было начато среду несколько проектов по разработке операционок. Вот только две из них: некая BeeOS, а также возрожденный проект от тов.BREEZE - DOORS/AQUA... Обе эти системы используют GUI а-ля винда и претендуют на звание многозадачных. Будем надеяться, что наступающий 2004 год станет годом успешной реализации хотя бы одного из этих проектов.

Год 2004

ZX-SPECTRUM... 23-й год... Полет нормальный. Все приборы в норме. Видимость отличная. Путеществие в Вечность продолжается... Год достаточно удачный для спектрума, чтобы вселять оптимизм. Хотя начался он не очень хорошо: фирма НЕМО сдержала свое обещание и с 1 января прекратила выпуск ZX-клона KAY-1024 и прочее хардверное сопровождение к спектруму. А чуть позже стало окончательно известно о прекращении выпуска и Sprinter'а фирмой Peters Plus. Казалось бы все? Железный Спекки умер, и нам остается еще энное количество лет жизни, пока не выйдут из строя последние Спектрумы а потом - последняя степень деградации - эмуляторы, после которой - окончательная смерть платформы... Однако все пошло по-другому: этот год стал годом Великого Возрождения ZX-клона ATM-turbo 2+: Москве при моем скромном участии была образована хардверно-софтверная группа NedoPC group (участники - в Москве: Максагор (то есть, я), CHRV (Чунин Роман), Cr0acker (Карпенко Владимир), а также в США: Shaos (Шабаршин Александр)), которая по исходным материалам переданным нам фирмой МикроАРТ, начала производство этого Спекки-клона, и прочих устройств для ZX. В планах также разработка на новой элементной базе ATM-turbo 3, а также выкуп у фирмы PetersPlus прав на производство Sprinter'а. Есть и другие "железные" новости: на Украине подходит к завершению разработка нового современного ZX - Wild Speccy, а также в Италии создан на основе ПЛМ новый Спектрум ZX-Chrome. Однако, в отличие от производства ATM-turbo 2+, они представляют из себя (надеюсь пока) лишь единичные экземпляры.
Новости с "софтверного" фронта также обнадеживают - в этой сфере активность продолжает возрастать, продолжая волну оживления, наметившуюся с конца 2002, начала 2003 года. Успешно прошло летом в Питере демопати Chaos Constructions 2004, где Спекки был представлен более чем достойно. Завершено несколько крупных игровых проектов,самый примечательный из которых - игра "Wolfenshtain 2004" (Wolf 3D) - наконец-то, после восьми(!) лет разработки, на Спекки тоже есть завершенная "думовидная" игрушка! Наконец-то состоялся отмененный в прошлом году очередной конкурс "Твоя игра", итоги которого будут подведены уже в следующем, 2005 году. Реанимирован, казалось, давно заброшенный проект новой супер-ELITE - игры AWAKEN. Что из этого выйдет - посмотрим. В неменьшем по сравнению с прошлым годом, количестве продолжает выходить пресса и системный софт. Также не сдает свои позиции и печатная газета "Абзац". Все эти тенденции говорят, что впереди спектрумистское сообщество ожидает еще много интересного!

Год 2005

Год неровный по многим отношениям. С одной стороны, хочу отметить резкий спад выпуска прессы на ZX. Нет, газеты и журналы продолжают выходить, но намного реже, а часть из них, вероятно, уже не порадует нас своими выпусками (хотя печатная газета "Абзац" продолжает мужественно стоять на посту). Но с другой стороны, выпуск софта не замирает ни на минуту - потихоньку выходят системки, завершено несколько крупных игровых проектов, например, Viking Quest 1/2 и Nocturn Illusions. В этом же году были подведены итоги состоявшегося в конце 2004 года конкурса "Твоя Игра", и игры, представленные на нем, увидели свет.

Также неплохо обстоит дело со Спектрумом во Всемирной Паутине. Здесь прежде всего хотелось бы упомянуть про новый, но быстро ставший чрезвычайно популярным ZX-форум по адресу http://zx.pk.ru, воистину объединивший значительное число настоящих и бывших спектрумистов, чего раньше до него не удавалось сделать никакой эхо-конференции. Также продолжали появляться новые интересные интернет-проекты, посвященные Спеки. Например, сайт http://zxnext.narod.ru. Ну а если говорить обо мне, то мой сайт переехал на новое место - http://atmturbo.nedopc.com, откуда вы и читаете данный текст.

Успешно для Спектрума прошел в Питере и очередной конкурс компьютерного творчества Chaos Constructions 2005. Представленные на нем демки показали, что творческие возможности на Спекки еще далеко не исчерпаны. Кстати, на том же конкурсе был продемонстрирован посетителям ПК ATM-turbo 2+, который имел оглушительный успех.

Кстати об ATM. Если 2004 год стал для данного клона временем второго рождения (см.выше), то данный, 2005 год, закрепил и упрочил тенденцию возрождения ATM и резкого взлета ее популярности. Группой NedoPC было продано несколько десятков плат ATM-2+, и заказы все не прекращаются. А самое главное, данный год стал для ATM-turbo ГОДОМ ЗАВЕРШЕНИЯ многих БОЛЬШИХ ПРОЕКТОВ. Именно в течении этого год были завершены проекты по созданию новой прошивки для ПЗУ-128k xBIOS (с эмулятором ВГ93), и новая операционная система TASiS. Под нее и под CP/M написано несколько утилиток. Также, под самый занавес года впервые за 10 лет на ATM под его графический режим 320x200 была выпущена НОВАЯ ИГУШКА! Также было завершено составление нескольких книжек по ATM. На мой взгляд, куда более чем удачное завершение 12-месячного цикла. И задача на следующие 12 месяцев состоит в том, чтобы еще более улучшить дела ATM-turbo, а значит - и Спекки.

Год 2006

Год шел для Спекки и ATM очень неплохо. Вышло несколько игр, в том числе для ATM, где состоялся прорыв - было освоено реалтаймовое звуковое видео на CD-ROM, на основе которого была сделана игра Time Gal. Прошел очередной Chaos Constructions 2006. Однако завершение года было неожиданно трагичным и черным: в декабре умерли сразу два спектрумиста: широко известный программист и поэт, соорганизатор ЦЦ Влад Сотников (Vega), и активный участник ZX-форума Captain Cobalt. Вечная им память!

Годы 2007-2013

Совершенно даже не знаю, что вам напророчить на следующие 12 месяцев вперед - ну полная неопределенность! Одно точно знаю - и в этом году Спекки будет продолжать жить и развиваться. Но не дай бог нам повторенья чего-то подобного декабрю 2006-го!

P.S. Следующий обзор - в следующем году...

Именно так начинался 1 января 2007 года "задел" под будущий обзор этого года по его итогам. Кто ж тогда знал, что на долгие годы вперед мне если и будет дело до сайта, до виде редчайших обновлений только для того, чтобы хоть как-то давать о себе знать. Но сейчас наметилась тенденция к возрождению сайта и моей активности на Спектркме, и поэтому я решил "оживить" и рубрику обзора итогов года. Хотя бы для порядка. Много расписывать не буду. Потому что, если вникать внимательно в те события, что произошли за эти семь лет, то писать можно десятки и сотни килобайт текста, что явно не вписывается в формат рубрики. Поэтому буду краток:

ZX-Spectrum не умер.

Более того, он в чем-то более живой, чем в начале 2007 года. Мало того, что продолжаются писаться программы "у нас" (пусть львинуюдолю из них составляют игры и дёмки в рамках проявившейся в последние годы тревожной тенденции рассматривать Спекки не как компьютер, а как ностальгическую игровую приставку) - возродилось софтописание и на Западе. Спекки существенно укрепил свою "железную" ипостась - появился целый ряд "реальных" машин на современной элементной базе, флагманом которых, по моему скромному мнению, является ZX-Evolution, в базовой своей конвигурации являющийся ничем иным как ATM-3 - совместимой с ATM-2+ по принципу "сверху вниз". Не сдает позиции и собственно ATM-turbo 2+, до выходе "Эволюции" выпускавшийся в Москве, а затем "перекочевавший в Днепропетровск. По прежнему в разных городах проводятся Демопати, сисопники. Разве что электронная пресса почти умерла, за окончательно отошел в мир иной ZXNet. Но в целом жизнь продолжается, и это настраивает меня на оптимистический лад.

Год 2014

Продолжая далее субъективные исторические зарисовки жизни спектрумовского сообщества, отмечу, что уходящий год сложился для Спекки неплохо. С одной стороны, правда, группа NedoPC прекратила выпуск "спектрума XXI века" ZX-Evolution и звуковой карточки NeoGS, однако их выпуск практически сразу был возобновлен сторонними разработчиками. Выпускаются небольшими но достаточными для имеющего спроса партиями и другие клоны спектрума - от современной разработки ZX-Phoenix до старого доброго ATM-turbo 2+. Также год отметился целым потоком игрушек и демок (среди которых есть и разработки под ATM), причем в этот и частично в предыдущий год вновь, как и много лет назад, начали стабильно поступать новинки с Западной Европы - зарубежные спектрумисты наконец-то очнулись от двадцатилетней спячки, что не может не радовать. Правда, количество не всегда переходит в качество - части этого потока мы можем быть благодарны прогрессу средств кроссплатформенной разработки и специальных сред для игро- и демописательства (в частности такой замечательной разработке от тов.Nyuk'а как "Демо-запилятор", позволяющий в браузере в онлайн-режиме создавать и скомпилировать для запуска на спектруме простенькую демку), из-за которых часто демы и игры выходят достаточно однотипными, но и "кодеры в чистом виде" также не перестают нас радовать.

В форумной жизни уходящий год отметился очередными холиварами на тему "Это спектрум/не-спектрум", а также совершенно ненужным противопоставлением различных конфигураций в ZX-Evolutio BaseConf/ATM vs TS-Conf, что в условиях, когда в каждую из конфигураций заложена своя собственная, несовместимая с противоположной концепция и представление о направлении развития Спектрума, выяснение, что круче теряет всякий смысл. Это как теплое с мягким сравнивать.

Ну а когда есть новые программные разработки, не избежать и появления демопати. За этот год их был целый ряд, так что перечислять не буду. Остановлюсь только на одном - успешно состоялся пятый конкурс игр "Твоя игра", на этот раз посвященный созданию игр преимущественно под ATM-turbo 2+/ZX-Evolution(BaseConf), благодаря чему свет увидел целый ряд новых хорошх игрушек под расширенную графику.

В общем, жизнь идет, Спектрум живет, Новый Год - настает! То ли еще будет.

Год 2015

На удивление ровный, на мой личный взгляд, год. Даже не знаю, чего написать, помимо констатации факта того, что спектрум продолжает жить и уверенно развиваться как передовая "ретро-платформа". Выходит софт - прежде всего демки,а также, что хочется отметить и достаточно большое количество игрушек, особенно из Европы. Можно уверенно констатировать, что западная "сцена" наконец-то возродилась и вышла на один уровень со спектрумистами из ex-СССР. Порадовало, что пресса на Спекки умерла не окончательно - несмотря на всепроникающее давление Интернета, в этом году вышел электронный журнал InfoGuide #11 от Alone Coder и ряд номеров газеты AlcoNews от него же. Вышел рядо номеров печатной (!) спектрумистской газеты "За рулем". Делаются железки (за бугром аж спектрум-приставку ZX-Vega сваяли), своим чередом проходят конкурсы компьютерного творчества (демопати). И это не может не радовать.

Из грустного: с этом году ушел из жизни мой друг Владимир Булчукей aka Wlodek Black, которого можно уверенно считать одним из последних спектрумистов старой волны, тех, чей пик активности на Спекки пришелся на начало-середину "лихих" 90-х, времена ZX-Ревю и спектрофонов, BBS и ZX-Net, и для которых спектрум, в отличие от многих сегодняшних "неофитов", был не ностальгическим развлечением "for fun", а частью жизни, образом жизни, составной частью смысла жизни, частичкой реального процесса начальной компьютеризации страны, в который они, и Влодек в частности, внесли неоценимый вклад. В этом смысле Влодека можно считать патриархом спектрум-сцены, а если говорить о Москве и округе, то, наверное, почти последним из того поколения, еще остававшимся в рядах спектрум-движения, а главное - до последней минуты своей жизни Влодек был и оставался душой и ядром кристаллизации спектрумистов Москвы. О том, что он являлся бессменным редактором электронной спектрум-газеты NICRON, чей рекорд в 100 с гаком номеров сейчас, наверное, уже никто не побьет, я и говорить не буду. В этом году Влодека не стало, что является невосполнимой потерей для всего спектрумистского сообщества и всех ретро-компьютерщиков. Спи спокойно, Влодек! Спектрум не умрет. Мы не дадим это сделать!

О себе: могу с удовлетворением отметить, что год после моего в конце 2014 года возвращения к активной кодерской деятельности на спектруме не прошел зря. И хотя я реализовал в этом году не все намеченное, но это лишь потому, что слишком много этого намеченного накопилось за годы моего вынужденного простоя.

В этом ключе не могу не упомянуть данный мой сайт АТМ: в этом году он установил своеобразный рекорд - впервые за много лет удалось поддерживать практически непрерывное обновление в течение всего года, а общее число обновлений за год впервые с 2005 года достигло 21 числа! УРА, ТОВАРИЩИ! Ну и моя группа по ATM во ВКонтакте, основанная в самом конце 2014 года, весь 2015 год уверенно развивалась, и сегодня в ней состоит 112 человек. Трижды УРА!

Вот пока и всё. Питаю большие, можно сказать ОГРОМНЫЕ надежды на следующий год. Сбудутся ли они? Посмотрим в следующем обзоре, который выйдет в конце декабря 2016 года До встречи!

Год 2016

С одной стороны, год похож на предыдущий - никаких резких поворотов в судьбе спектрума не произошло: происходят давно запланированные демопати, на них выставляется определенное количество разной интересности демок, пусть и неполноводной рекой, но вполне себе полноценными ручьями выходят новые игрушки и иной софт. Паяются всякие экспериментальные железки. Все как в 2015 году. Но лично я для себя отметил, что к этому году Спекки окончательно перешел из категории "Эй, зачем ты с этим старьем возишься, выкинь его и погляди, какой я себе крутой "Пенек" купил..." в категорию "Вау, как круто! Ретрокомпы - это же так интересно и нестандартно! Дайте две...". Нет, началось это не в 2016 году, но именно сейчас я это окончательно осознал. Спекки (как и другие ретрокомпы) больше не предназначенная для помойки "рухлядь". Спектрум теперь в моде. И уже не только одинокие фанаты-любители возрождают его на современной элементной базе - на Западе это вновь поставлено на коммерческие рельсы (ZX-Vega и проч.). Правда, сильно начал меняться и контингент спектрумистов - на платформу пришло/вернулось много народу, для которого действительно спектрум уже не столько компьютер, сколько фетиш для ностальгии - экспонат на "для поиграться и вспомнить годы былые". Или вообще приходят коллекционеры, удел спектрумов у которых - украшать собой полки с другими компами. В противовес им были и остаются люди, для которых спектрум остается полноценным компьютером (пусть и с приставкой -ретро), на котором непосредственно можно и нужно работать, и который можно и нужно развивать хардверно, которые, правда, все чаще слышат в свой адрес "Не трогай спек, пусть он останется таким как был в мои молодые годы! Кому нужно это развитие, новые железки, системные программы!" Для каждого на самом деле, спектрум - свой. И каждая из озвученных точек зрения на Спекки имеет право на существование, если не мешает друг другу. Но я отношусь к той упомянутой категории спектрумистов, более чем серьезно относящейся к этой замечательной машине как к компьютеру. И делаю данный сайт прежде всего для моих единомышленников в этом вопросе. Каждому своё. ))

Что же касается меня, то в 2016 году в моей жизни (и семейном положении) произошли большие положительные изменения. В связи с этим, я не брался за спек вплоть до осени, и только с октября вновь начал "активничать". В связи с этим, число обновлений сайта в 2016 году заметно просело, но я надеюсь наверстать это в следующем, 2017 году, в конце которого и увидимся на подведении итогов. До новых встреч!

Год 2017

Свою 35-ю годовщину Спекки встретил на подъеме в рамках общего ностальгического подъема интереса к восьмибитной электронике. И теперь спектрум вновь коммерчески выгоден (в определенных рамках, конечно). Это привело к тому, что на западе вновь запущено его фабричное производства в виде новой реинкарнации – ZX-Spectrum Next – спеки я расширенными ОЗУ, графикой, работой с SD-карточками и рядом других дополнительных. И это уже второй спеки-совместимый аппарат, выпускаемый на коммерческой основе. Первым еще за год до этого стал ZX-Vega, который, правда, представлял из себя только геймпад с крестовиной и несколькими кнопками управления – такой себе инструмент для «погаматься и поностальгировать». «Next» серьезнее – это все-таки более полноценный компьютер. Правда, ориентация на любителей лишь поверхностно поностальгировать, а не серьезно работать на Спекки, все же чувствуется – через упор не работу лишь с образами игрушек, подгружаемых и запускаемых в ОЗУ, что опять-таки делает эту машину больше игровой приставкой, чем компьютером, хотя «компьютерный потенциал» остается. Следует отметить, что оба эти изделия все-таки больше хардверная эмуляция Спекки, где практически все прошито в ПЛИС. С этой точки зрения старый добрый ZX-Evolution остается наиболее «идентичным» спектрумом из всех, вышедших на современной элементной базе, так как в ПЛИС там прошита только общая конфигурация, тогда как его сердце – Z80, а также AY-музпроцессор и FDD-контроллер 1818ВГ93 преднамеренно остались настоящими.

Что же касается «классической» архитектуры спектрумов, то этот год принес новую модель – благодаря Александру Коровникову aka Zorel из Днепропетровска увидел свет новый клон ATM3 – основанный целиком и полностью на ATM-turbo 2+, однако добавивший к себе возможности работы с 4Мб ОЗУ по стандарту ZX-Evolution/BaseConf и ряд других мелких улучшений. А главное, как и ATM-turbo 2+ практически полностью построен на элементной логике 80-90-х гг. Сейчас эта модель еще не доведена до ума – выявляются допущенные при разводке ошибки. Так что полноценно она «выйдет в люди» уже в 2018 году. Но первая плата заработала именно в текущем, 2017 году!

Как бы то ни было, общий подъем активности на Спектруме сказался и на выпуске софта. Считать его можно по-разному, но только новых игр по сведениям форума ZX-PK.RU за этот год насчитывается около сотни. А ведь еще не учтены системки, демки, музыка и графика…

Но есть и грустные события: сообщество спектрумистов продолжает терять ветеранов ZX-движения. В этом году от нас ушел Денис Басаргин aka Rindex, известный программист из подмосковных Химок. Спи спокойно! А нам остается только жить дальше и поддерживать Спекки и наше сообщество, чтобы многолетние труды Дениса и ему подобных покинувших нас спектрумистов были не напрасны.

А спектрумовское сообщество продолжает жить дальше – пишется софт, регулярно происходят демопати. Даже электронная пресса не умерла окончательно, в том числе благодаря Диме Быстрову aka AloneCoder, который за год выпустил несколько номеров своей газеты AC-News и журнал IndoGuide #12. Что же до меня, то мой сайт продолжает повышать свою активность и регулярно обновляться, хотя такими же достижениями в программировании в связи с поломкой реальной АТМки я похвастаться не могу. Но в следующем году постараюсь исправить данную ситуацию. На этом и закончим. До новых встреч в следующем году!

Год 2018

Неплохой в итоге год – уже который по счету неплохой год для Спектрума, который уже просчно обрел второе дыхание у нас в стране и в мире на волне ностальгии у подросшего и «забуревшего» поколения 80-х, как-то незаметно превратившихся из жизнерадостных мальчишек с горящими глазами в солидных дядек с залысинами и брюшком, но с сидящими где-то глубоко в них теми же мальчишками, время от времени требующими своё. В итоге мы имеем нескончаемый поток игрушек – десятками и сотнями за год – я давно потерял им счет, множество демок, системок, «железяк» и проч. Так держать!

На ниве развития АТМ тоже неплохо. Я начале этого года я преодолел проблемы с железом, собрав новую плату АТМ и с новыми силами взялся за творчество. Итог – целый ряд адаптированных под TASiS игрушек и просмотрщик ANSI-картинок. Идет работа и по адаптированию TASiS к ZX-Evolution, в частности, благодаря программной поддержке от DimkaM – осталось только сделать еще один рывок, и можно будет делать релиз. Надеюсь, это случится в будущем 2019 году. Параллельно Alone Coder взялся ваять параллельно графический редактор под графику 320x200 и собственную операционку NedoOS. Что из этого выйдет – скоро узнаем.

Из несбывшихся пока планов – громко анонсированный еще в конце 2017 году проект АТМ3 пока так и не «выстрелил» - попытка сбора пробной партии плат выявила кучу ошибок и недоработок. В их поисках в попытках «оживить» плату коллективными усилиями ряда участников форума ZX-PK.RU прошел весь 2018 год. Тем не менее, усилия не прошли даром – на сегодня плана АТМ3 «задышала» и готовится «опериться» - уже с уверенностью можно сказать, что тяжелая работа не прошла даром. Практически все недоработки выявлены и исправлены, плата работает. Осталось только кое-что подправить по мелочи, а затем перевыпустить окончательную ревизию с учетом всех исправлений, и все. Так что 2019 год ожидается годом окончательного выхода в свет ATM-turbo 3. Так что жду новый год с нетерпением.

Всем до встречи в новом году!

Год 2019

Очередной год. Развитие Спектрума идет ровно и неуклонно. Десятки и десятки новых игр, а демок уже и не сосчитать. Из длинной череды позитивных новостей можно отметить неожиданный в ряду других более «традиционных» фестиваль ретрокомпьютеров, состоявшийся под эгидой «Яндекса» в Москве в сентябре, где само-собой (а как может быть по другому?) главную скрипку играл ZX-Spectrum. Также под эгидой «Яндекса» состоялся конкурс игр под Спекки, итоги которого были подведены ближе к концу года.

В линейке ATM + ZX-Evolution/BaseConf тоже все неплохо. Под «высокую графику» вышла игрушка «Конек-Горбунок», серьезного развития достигла продвигаемая Alon Coder’ом операционка NedoOS, под которую уже функционирует графический редактор под режим 320x200, а также осуществлена серьезная сетевая поддержка, включая FTP, IRC, Telnet клиенты и HTML-браузер.

Прорыв в развитии произошел и в более давней операционке под ATM-turbo 2+ - OS TASiS. В этом году наконец-то (на радость многим, требовавшим этого от меня), впервые с 2007 года, вышел НОВЫЙ дистрибутив, с существенным обновлением софта, снабженный автоустановочной интерактивной оболочкой. Главное, теперь система полноценно работает не только под ATM-turbo 2+, но и под ZX-Evolution/BaseConf, так как под эту машину адаптированы все необходимые драйвера, настройщики, конфигураторы и проч. Также за этот год под TASiS адаптированы десятки игр, целый ряд демок и системных утилит. Но самое главное, работа над совершенствованием системы продолжена – из «многолетних запасников» вытащены давние планы о радикальной модернизации системы на пути повышения ее гибкости, «модульности», а также поддержки несуществовавших на момент ее создания таких особенностей ZX-Evolution как поддержка всех 4Мб ОЗУ, системный порт #BF, а также расширенной «палитры444» под ATM3. Также ведутся работы по поддержке сетевых функций, аналогично NedoOS, в чем TASiS пока еще отстает.

Кстати про ATM-turbo 3 – пока это главное разочарование года. Эта машина до сих пор существует только в виде десятка экспериментальных плат, а переразведенный с учетом всех выявленных недостатоков вариант пока еще так и не вышел, хотя был запланирован на 2019 год. Теперь автор обещает довершить разработку в 2020 году. Будем надеяться, что следующий год станет прорывным и в этом направлении. Так это окажется или не так, подведем итоги через год.

Ну и мой сайт бьет практически все рекорды по обновляемости – ему не удалось превысить только рекорд САМОГО ПЕРВОГО ГОДА существования сайта – 2002 г., но все равно – почти вплотную приблизиться к нему – 36 обновлений в 2002 году против 34 обновлений в 2019 году. Были планы все-таки превысить, но не сложилось. Так что есть куда стремиться в будущем. Так держать! .

Год 2020

Можно сказать, что это год недореализованных возможностей. В том числе и из-за коронавируса, который и тут наложил свою лапу. Не состоялся ряд демопати. Планировавшийся быть знаковым событием мира 8-бит "Яндекс пати" ушло в мир удаленных телеконференций. Хотя сам конкурс игре "Yandex renro game battle 2020" состоялся "на удаленке", хотя и нетак громко, как ожидаллоь. Да, ничто не заменит живого общения. Увы. 31 декабря состоялся конкурс "Твоя игра 6" для АТМ. Игры пришли в достаточном количестве. Но победителя выявит уже год 2021-й. Но помимо этих двух конкурсов также у нас и за рубежом вышло очень-очень много игр и демок. Настолько много, что перечислять их нет никакой возможности - здесь все "на уровне" - волна ностальгии захлесывает выросшее "поколение 80-х", заставляя их твоить, творить и творить.

Окончательно пропал из виду Zorel - не выходит на связь ни по каким каналам. Так что можно считать производство ATM-turbo 2+ и проекта ATM-turbo 3 на Украине остановленным. В связи с этим PCB-разводки и герберы ATM-turbo 2+ и (внимание!) ATM-turbo 3 выложены на сайт АТМ для желающих самостоятельно изготавливать и собиать платы. Ими уже заинтересовался такой известный производитель ZX-Evo и аксессуаров для Спектрума TETROID. Так что, будем надеяться, что в скором времени производство ATM2 (а в дальнейшем и АТМ3) будет возобновлено.

У меня в связи с рождением ребенка и нехваткой времени наблюдается определенный застой в деятельности - сайт обновляется (хотя до предыдущих рекордов обновляемости ему далеко), а вот софта от меня за год практически не было. Потихоньку с Юрием Корсуниным "допиливаем" новое ядро TASiS. Вроде бы почти все готово, но всегда находится "мелочь", которую стоит улучшить или подправить. Так пока до релиза и не дотянули. Хотя вроде бы уже вот-вот. А вот Alone Coder с развитием ОС NedoOS и софта под нее развернулся конкретно. Респект и уважуха.

Из грустного: время не щадит никого. Уходят лучшие. Уходят глыбы и патриархи спектрумовского движения. В ноябре 2020 года, после долгой борьбы с онкологией, не стало известного спектрумиста, в 90-00-х гг. предстаавителя IS-DOS Support Team, редактора журнала iS-FILES и до 2009 года (по факту, а по сути - до самого конца) последнего официального коммерческого дистрибьютора операционной системы iS-DOS Евгений Илясов. В начале данного года он передал группе NedoPC часть своих оставшихся архивово с дисками, а в начале осени, приезжая в Москву на лечение, он успел встретится и дать короткое интервью члену группы NedoPC Чунину Роману. И вот теперь его не стало. Мы будем помнить тебя, Евгений. Твое имя навеки вписано в историю спектрумистского движения. Не пропадут и архивы с дисками - уже есть договоренность с родственниками о передаче их в группу NedoPC.

Вот такой вот он, этот 2020 год. Будем надеяться, что следующий год будет лучше...

Год 2021

Этот год для Спектрума в целом и АТМ в частности весьма неплохой, хотя именно в этом году, 16 сентября не стало Сэра Клайва Синклера. Спи спокойно, Клайв, и спасибо тебе за все, что ты сделал для нас, поколения 80-х, возможно, сам не зная того. При этом именно в 2021 году компьютеру АТМ исполнилось 30 лет. А вообще в этот год произошло много чего:

Подведены итоги конкурса игр «твоя игра 6», вновь состоялся конкурс игр «Retro game battle» и очередное «Яндекс-пати». Прошли конкурсы DI:HALT и Chaos Constructions. А моя группа в ВК, посвященная Еве и АТМ перевалила за 1000 подписчиков.

Игры выходят многими десятками, если не сотнями, причем по всему миру. Особо хочу отметить новую версию «Элиты» - ELITE: Legend. В ней, помимо множества иных «плюшек», наконец-то реализованы орбитальные станции типа «Додо»!

В этом году Tetroid возобновил прием заказов и производство/сборку плат ATM-turbo 2+ на основе исходников и доработок версии v7.18 окончательно «пропавшего с горизонта» камрада ZOREL’а. Также на АТМ все же освоена доработка палитры от DDp на 4096 цветов – под нее начали выходить игры. Значит расширенной палитре – быть!

Ударными темпами развивается софт под NedoOS – операционную систему под АТМ/ZX-Evolution. Счет игр тут также идет на десятки. А благодаря камрадам LVD и Kulicheg началось последовательное «освоение» COM-порта на АТМ.

А вот я пока не могу похвастаться личными достижениями. В начале года я спалил свои АТМку и весь год безуспешно пытался ее починить. Кстати, поэтому сильно запустил и обновление ста АТМ, который побил антирекорд по обновлениям. Начал исправляться я только к ноябрю. И только к 2022 году наметилась надежда на то, что скоро с АТМ у меня все наладится, и мои проекты сдвинутся с мертвой точки.

Ну а помимо этого можно с уверенностью сказать, что жизнь на Спектруме кипит, и кипит весьма интенсивно.

Год 2022

Год 2022 оказался крут на события вне спектрумовского мира. Военные действия на Украине вбили клин в т.ч. между многими спектрумистами на постсоветском пространстве. Весной ушел из жизни известный АТМщик и популяризатор на ютубе нашей машинки – камрад NORDUK. Его демка «Гипножаба» лежит на сайте АТМ. Вечная ему память.

Но спектрум жив. Выходит огромное количество дем и игр, проходят пати. А осенью в Москве под эгидой «Яндекса» состоялся очередной ретрокмпьютерный фестиваль «Демодуляция 2022». На АТМ/ZX-Evolution особенно сильно в этом году развивалась NedoOS усилиями AloneCщoder, DimkaM и ряда других камрадов.

Но и я вернулся к активности. Правда, сайт в этом году обновлялся редко, но это компенсировалось моим усиленным кодингом. В итоге, почти все обновления сайта содержали те или иные мои работы, под CP/M, TR-DOS или TASiS, включая релиз самой большой в этом году моей работы – начатого еще в 2019 году долгостроя и завершенного до готовности выложить в сеть проекта TASiTERM – терминальной программы под COM-порт АТМ. Точнее, не только АТМ, ибо там предусмотрены сменные дрова под другие порты. Так что и под Еву тоже. Теперь можно окончательно сказать, что COM-порт в АТМ поддержан. В следующем году планирую вернуться к доведению до релиза новой версии TASiS – еще один долгострой. Но пора же когда-то это все закончить?
А самое главное, что Спектрум – жив!

Год 2023

2023 год был богат на события, причем настолько, что писать в «сводке» особо и нечего – тут или надо книжку «сбацать», или объективного очерка не получится. Просто стало уже обыденным повторять, что возрождение Спектрума как «модной ретроплатформы» давно состоялось. И софта под него, пусть и не всегда качественного, выходит много – как «у нас», так и за рубежом.

Россия отметилась уже ставшими постоянными пати cafe, DI:HALT, а также очередным ретрокомпьютерным «яндекс-фестивалем» ДЕМОДУЛЯЦИЯ-2023. На последнем ваш покорный слуга в очередной раз выставлял свою АТМку.

Платформа АТМ/Evo отметилась дальнейшим развитием ОС NedoOS, особенно в плане поддержки карточки ZX-Net USB. Разрабатывается ряд интересных игровых проектов, самый многообещающий из которых QUAKE (он же BORSCH).

Лично я проявлял достаточно средненькую, хотя и ненулевую активность, вершиной достижения которой стали поддержка под TASiS плеера шестиканальных мелодий под турбосаунд, новая версия плеера для TSFM, адаптация под TASiS плеера MOD-музыки под {Neo)GS, а самое главное – сборка освоение WiFi-модема (на основе ESP-8266) под COM-порт в рамках дальнейшего развития терминалки TASiTERM. Кстати, этот модем демонстрировался в работе на упомянутом фестивале ДЕМОДУЛЯЦИЯ-2023.

И всё же лично себе я ставлю за уровень активности «троечку» и надеюсь исправиться в следующем году. Который уже здесь.

Год 2024

...начинает свой разбег. Через 365 дней узнаем, что к чему....

 

При обзоре частично использованы материалы Даниила БАЯНОВА/Daniel (Deja Vu #7) и газеты "Абзац"#3.


История клонов ATM-turbo 1,2,2+.

Как известно, после создания модели ZX-Spectrum 128 процесс синклеростроения перешел в руки мастеров-одиночек и мелких фирмочек (по крайней мере в ex-СССР). Причем большинство из них не просто повторяла ZX-128, но и стремилось внести свои новшества, дабы увеличить возможности Спектрума в той или иной сфере. А так как эти фирмешки практически никак не были связаны друг с другом, то делал это каждый по своему, как в голову взбредет. В результате на все, в девайсы и навороты, в том числе и одинакового предназначения, образовалось столько стандартов, что программисты схватились за голову от перспективы писать под них софт. К счастью, большинство из этих стандартов все-таки не выжило, а осталось только их небольшое количество, чему немало способствовало и развитие Интернета и уменьшение количества спектрумистов в целом, когда оставшееся их небольшое количество могло довольно оперативно обмениваться информацией о всех новшествах и согласовывать программные стандарты на них. Но в результате вакханалии стандартов предыдущих лет все же успело сформироваться несколько устойчивых ветвей развития Спектрума, общий корень которых берет начало от ZX-Spectrum 128, а дальше идет свой собственный уникальный набор наворотов, весьма часто не совместимый с набором наворотов другой ветви развития. Каждая ветвь представлена своим независимым клоном Спектрума, как Profi, Scorpion, KAY и др.. Об одном из подобных клонов, а именно об ATM и пойдет речь.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ ЗДЕСЬ...


Как я стал спектрумистом.

Спектрум я впервые увидел в году, эдак, 1991-ом. Это был белорусский БАЙТ-48, с 48Кб памяти, неплохой клавиатурой, русифицированный, легко подключавшийся к телевизору через антенный вход или через RGB. В качестве внешнего носителя использовался обычный магнитофон. Этот компьютер принадлежал моему троюродному брату, и я часто бегал к нему играть в разные игрушки типа BRUSE LEE, EXOLON и др. Иногда я брал у него на время этот компьютер к себе домой.

Чуть позже у нас в школе поставили класс Электроники УКНЦ и я временно охладел к Спектруму. Еще бы! Ведь то были настоящие компьютеры с локальной сетью и дисководами! Я тогда еще плохо разбирался в компьютерах и не представлял преимуществ Спектрума по сравнению с этими машинами. Да и не видел я тогда еще полноценных Спектрумов, хотя они и были. В 1994 году я "возвращаюсь" к спектруму, благодаря знакомству с другим пользователем этой платформы. У него на тот момент тоже была одна из моделей ZX-SPECTRUM-48К с магнитофоном и... КУЧА игрушек!...

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ ЗДЕСЬ...